четверг, 28 июня 2007 г.

ГИС и коммерция

Опыт показывает, что возможность принятия руководством предприятия, района, города, региона единственно верного решения и эффективность интеллектуального труда работников повышается наибольшими темпами в том случае, когда удается собрать воедино и быстро проанализировать большие объемы разнообразной информации обо всем их сложном хозяйстве, не увеличивая в той же пропорции инвестиции и численность персонала. Для эффективного управления имеющимися ресурсами, планирования развития и оперативного управления всеми сферами жизни необходима автоматизированная система сбора, хранения и анализа информации, пригодная для выработки верных управленческих решений. Такую роль выполняют ГИС – географические информационные системы, интегрирующие разнородную информацию в единый информационно-аналитический комплекс на основе пространственных данных. В настоящее время ГИС - это многомиллионная индустрия, в которую вовлечены миллионы людей во всем мире. ГИС изучают в школах, колледжах и университетах. Эту технологию применяют практически во всех сферах человеческой деятельности. ГИС - это не инструмент для выдачи решений, а средство, помогающее ускорить и повысить эффективность процедуры принятия решений. Оно обеспечивает ответы на запросы и функции анализа пространственных данных, представление результатов анализа в наглядном и удобном для восприятия виде. ГИС помогает в решении таких задач, как предоставление разнообразной информации по запросам органов планирования, разрешение территориальных конфликтов, выбор оптимальных (с разных точек зрения и по разным критериям) мест для размещения объектов и т. д. Наличие доступной для восприятия и обобщения информации позволяет ответственным работникам сосредоточить свои усилия на поиске решения, не тратя значительного времени на сбор и обмысливание доступных разнородных данных. Можно достаточно быстро рассмотреть несколько вариантов решения и выбрать наиболее рациональный, эффективный и экономически целесообразный. До последнего времени все уровни власти главное внимание уделяли фискальным функциям информационных систем. В этом плане ГИС-технологии, предлагающие пространственный учет и анализ налогоплательщиков и объектов налогообложения вызвали определенный кратковременный подъем интереса, однако чисто фискальные функции легко выполняются с помощью простейших баз данных. В последние годы на разных уровнях власти и предприятиях различной формы собственности накоплены обширные массивы разнородных учетных данных в электронном виде. Возникает законный вопрос: «А что делать с этими данными?». Накопленные массивы требуют комплексного анализа данных, необходимо многовариантное прогнозирование для выработки правильных, экономически обоснованных и выгодных управленческих и хозяйственных решений. И без использования ГИС-технологий с их функциями интеграции, анализа и прогнозирования комплексно эту проблему не решить.Макроэкономическая ситуация в России практически остановила реализацию проектов государственного уровня. Время крупных геоинформационных проектов, финансируемых из федеральных источников, не предусматривающих окупаемости и возвратности расходуемых средств прошло.Помимо экономических факторов развитие единого информационного пространства и ГИС-технологий в России и регионах существенно сдерживается отсутствием единой государственной политики для геоинформационных и кадастровых работ, антирыночной направленностью существующей нормативно-правовой и нормативно-технической баз для различных государственных и коммерческих информационных систем, отсутствием межведомственной координации, труднодоступностью и излишней закрытостью данных, отсутствием публичного механизма их поиска и оценки качества, антикоммерческой лицензионной и сертификационной политикой. Вопросами разработки ГИС занимается ряд министерств и ведомств Российской Федерации, многие органы управления субъектов Российской Федерации, администрации местного самоуправления, многочисленные коммерческие структуры. В 1995 году Правительством Российской Федерации был предпринят ряд шагов по созданию геоинформационной системы для органов государственной власти. Координация работ была возложена на Правительственную комиссию по геоинформационным системам. Однако при реорганизации федеральных органов государственной власти в мае 1998 г. года она была ликвидирована. Вместе с тем геоинформационные технологии не получили должного распространения в органах государственной власти. В отсутствии координации, единой нормативно-правовой базы происходит существенное дублирование и распыление бюджетных средств. При этом практически не ведется планомерной работы по привлечению внебюджетных источников финансирования. Эти вопросы обсуждались как на ежегодном Всероссийском Форуме ГИС`2001, проведенном ГИС-Ассоциацией, так и на прошедший 27-30 ноября на Нижегородской Ярмарке 11-ой Международной научно-практической конференции по графическим информационным технологиям и системам «КОГРАФ 2001». Обсуждение этих вопросов на конференции «КОГРАФ 2001» прошло на Круглом столе по теме «Информатизация региональных и муниципальных служб» и в ходе работы секции «Геоинформационные системы и технологии». Итоги конференции показали, что информационные службы административных органов управления всех уровней Нижегородской области понимают существующие проблемы, морально готовы к сотрудничеству и созданию единого информационного пространства на уровне округа. При этом необходимо отметить, что за последние годы количество ГИС-пользователей в регионе практически не выросло. Это отчетливо видно по неизменному составу участников на ежегодных конференциях и совещаниях по геоинформационной тематике. Ряд субъектов РФ и муниципальных органов уже создали специальные координирующие органы по реализации ГИС-проектов на своих территориях. Необходимость создания подобных органов актуальна для Н.Новгорода, области и для всего Поволжского округа. Для создания информационных систем различных уровней необходим поиск внутренних финансовых резервов в регионах и городах. В рыночных условиях создание крупных ГИС-проектов возможно только на кооперативной коммерческой основе и, соответственно, базируясь только на добровольных основе. Успешность и эффективность (в том числе экономическая) применения кооперативного ГИС-проекта во многом зависит от правильно составленного плана и правил работы, которые разрабатываются в соответствии с направлением работ каждой организации-участника ГИС-проекта, спецификой решаемых задач и перечнем ведомых базовых слоев ГИС для данной организации. Для Нижегородской области в рамках территориального комплексного кадастра (ТКК) давно уже произведено распределение базовых слоев, определены ответственные,, но за недостатком финансирования проект ТКК тихо «канул в Лету». Между тем, многим ведомствам и организациям геопространственная актуализированная информация жизненно важна, их прямые убытки и потери трудовых ресурсов из-за отсутствия собственной точной и актуальной пространственной информации и информации смежников по области исчисляется сотнями тысяч рублей. Между тем кооперация и интеграция ресурсов 3-4 организаций-пользователей позволит освободить значительные денежные ресурсы, но межведомственные барьеры мешают или договориться, или долговременно обмениваться актуальными данными. В тоже время, в существующей макроэкономической обстановке при продолжающейся централизации бюджетных средств, регион не сможет изменить свое экономическое положение без качественной модернизации методик административного управления и технологий выработки управленческих решений. Поэтому в качестве первоочередной меры предлагается ряд мероприятий:
Обязательное создание координационных органов на уровне городов, областей и региона. В координационные советы помимо представителей администраций и органов госуправления, федеральных ведомств, государственных и муниципальных предприятий должны войти и представители коммерческих структур, как выразителей интересов разработчиков и поставщиков программного обеспечения и данных, свободных потребителей ГИС-продукции.
Координационный Совет ПФО должен выработать Концепцию единого открытого информационного пространства округа и подготовить рекомендации для основных нормативно-правовых актов.
На основании рекомендаций Координационного Совета ПФО координационные советы областей и муниципалитетов подготавливают нормативно-техническую базу и проводят оргтехмероприятия на своих уровнях.
Основной единицей организуемой информационной структуры (ГИС-консорциума) должны являться областные и крупные промышленные центры региона, в которых сосредоточены основные производители и потребители ГИС-продукции. Создание регионального и территориальных ГИС-консорциумов на основе свободного вхождения участников.
Корпоративные информационные базы данных строятся по принципу периодического обновления, зависящего от типа информации и скорости ее старения, технических возможностей организаций-исполнителей. По согласованию с исполнителем определяется периодичность и тематический состав обновления баз данных из локальных и ведомственных баз данных. Общая топографическая база данных используется в качестве основы другими участниками ГИС-консорциума, при этом возможно быстрое копирование данных и их пересылка по локальным и глобальным сетям.
В каждой структурной ячейке определяется организация, ответственная за техническое поддержание общих информационных ресурсов.
Создание в областных и крупных промышленных центрах картографических Интернет-серверов с разграничением по степени доступа пользователей.
Предоставление информационных услуг участникам кооперативного ГИС-кон­сорциума бесплатно.
Предоставление в Интернете на основе открытой части пространственной информации юридическим и физическим лицам-пользователям услуг по их запросам, по размещению справочной и рекламной информации, частных объявлений и т.д.
Прибыль от Интернет-услуг направляется на поддержание технической базы и распределяется между участниками ГИС- консорциума для актуализации баз данных.На взгляд автора, реализация проекта ГИС-консорциума позволит в короткие сроки создать единое информационное поле Поволжского федерального округа, увеличить число ГИС-пользователей, сократить расходы участников консорциума на обновление собственных баз данных, привлечь внебюджетные денежные ресурсы для финансирования актуализации геопространственных данных, позволит качественно изменить методики управления регионом и многое другое.

Комментариев нет: